Шоураннер «Викингов» уже давно тяготеет к историческому жанру. Майкл Хёрст работает над сериалами и фильмами, рассказывающими об интересных этапах человеческой цивилизации, «оглядываясь» на века назад. Сценарист воскрешает эпохи, предлагая зрителям окунуться в увлекательный мир предков. Подводя итоги саги о Лодброке, писатель поделился мыслями и переживаниями о шоу.
Предпочел преподаванию писательство
За семь лет сериал приобрел армию фанатов. Хёрст уверенно руководил этой «ладьей», пройдя путь от скромного начала, задумывавшегося как мини-формат, до знаменательного финала. Он понимал риски, которые берет на себя, принимал критику, прислушивался к отзывам зрителей. Благодаря этому получилась аутентичная драма. Для начала – поближе познакомимся с Майклом Хёрстом.
68-летний уроженец Брэдфорда в юности изучал политологию и экономику, но творчество победило. Поэтому будущий сценарист закончил университет Ноттингема, где защитил диплом, став профессиональным филологом. Оттачивал мастерство Майкл в знаменитом оксфордском колледже Тринити.
«Тюдоры», посвященные эпохе Генриха Восьмого, принесли продюсеру всемирную славу и премию «Эмми». Шоу «Борджиа» с Джереми Айронсом закрепило за Хёрстом репутацию человека, который воскрешает эпохи и оживляет страницы учебников истории.
2013 стал началом нового проекта. Планировался лимитированный сериал канадского Хистори Ченнел, однако восприятие аудитории и положительные оценки рецензентов дали создателям карт-бланш. Поэтому Майкл Хёрст «прожил» в эпохе викингов 89 эпизодов. Вот что говорит о дебюте драмы автор:
«Большинство шоу отменяют после 1 сезона. Здесь получилось иначе. Я был в восторге, когда узнал, что MGM, а затем History взяли за основу хроники даннов. У меня в голове было «большое меню» того, что хочу рассказать публике. Это связано с опровержением штампов о жизни викингов и об их нации в целом. Я знал, что число зрителей растет в геометрической прогрессии. Выходит, мы выбрали верный курс. Но из суеверия я не решался строить планы на будущее».
Хёрст признался, что полюбил первый сезон. Его увлекли знакомство с персонажами, новым миром. Сценарист придумал немало вещей, чтобы «внедрить» в сюжет тонкости эпохи и ценности северян. При этом британец старался не проповедовать, не быть скучным: «Пилотную серию сложно писать, потому что приходится задавать общий тон повествованию. Вы не хотите заходить слишком далеко, но стремитесь определить характеры эпохи и героев».
Решительный шаг
Популярность саги росла, аудитория ждала очередную главу с нетерпением. Поэтому фанатов удивил следующий шаг Хёрста: он осмелился убить главного героя, Рагнара Лодброка, чью роль исполнял Трэвис Фиммел. Причем сделал это в четвертом, не последнем, сезоне. Англичанин вспоминает этот решающий момент с улыбкой:
«Когда я, наконец, объявил, что готов убить Рагнара, то получил десятки предупреждений от боссов-американцев. Мне говорили, что большинство телепроектов, теряющих центрального персонажа, обречены на угасание и провал».
В летописи телевидения есть один хит, который становился популярнее после убийств значимых героев – «Игра престолов». Но это, скорее, исключение, чем правило. Кстати, Майкл Хёрст признался, что сознательно не смотрит детища коллег, чтобы их творчество не влияло на него. Поэтому он не видел экранизацию романов Мартина. Шоураннер не хотел, чтобы ему говорили: «Ты позаимствовал это из «Игры престолов». Хотя сам он считает, что сравнивать сагу о Лодброке и «Песнь Льда и Пламени» не стоит: первое основано на реальных фактах, эпохе и героях, вторая – фэнтези.
Конец – делу венец
В интервью журналистам Хёрст заявил, что финальная, шестая, глава «Викингов» – его любимая часть шоу. Он пережил много сильных эмоций, пока создавался сценарий:
«Я знал, что финалом станет открытие Америки и Ньюфаунленда. Это было в моей голове с начала работы над сериалом. Проведя каждый день, а иногда и ночь, в течение семи лет «внутри» повествования, я знал, что нужно достойно его завершить. Положить конец саге и не испортить впечатление сложно.
Передо мной стояла задача подвести итог эпохе, сюжетным линиям так, чтобы удовлетворить аудиторию. Я не хотел обманывать актеров, персонажей, публику. И это большой вызов – закончить линии справедливо, что потребовало убить некоторых моих любимых персонажей. Написание последних десяти серий стало очень эмоциональным переживанием».
Обычно сериалы создаются в так называемой «комнате сценаристов». То есть, над проектом работает команда авторов. В отличие от них «Викинги» – детище одного писателя, все серии написаны Хёрстом. Это впечатляет и удивляет: когда шоу перешло с 10 эпизодов до 20 напряжение усилилось. Жена Майкла Сьюзан заметила, что муж утомляется. Она пеняла супругу, что работа убивает его. Хотя осознавала, что шоу – это жизнь Хёрста. Он проживал каждый миг с героями воскрешенной эпохи.
Зато дочь Джорджия была довольна: она исполнила роль Торви, спутницы Бьерна, а потом Уббе и «дожила» до финала. Старшая дочка, Мод, играла жену Флоки Хельгу. Майкл признался, что Сьюзи упрекала его в эгоистичности, но он был готов дойти до конца с персонажами. Что еще приятнее: он не расстался с эпохой. Наряду с американцем Джебом Стюартом Хёрст пишет сценарии для продолжения шоу, «Викинги: Вальхалла».